Итак, сигналы дошли и были «правильно» интерпретированы. Выборы на Донбассе перенесли на 2016 год. В США оперативно отреагировали:
Заместитель официального представителя Государственного департамента США Марк Тонер на ежедневном брифинге заявил, что в Вашингтоне приветствуют решение властей ДНР и ЛНР перенести местные выборы в республиках на следующий год.
Почему-то, когда Госдеп, что-то приветствует в действиях России, мне сразу же начинает казаться,что мы, делаем что-то не то…
Немного позитива в вперемежку с хпп от Александра Жучковского:
Некоторая информация и соображения по поводу переговорного процесса и выборов на Донбассе.
Касательно своего отношения к ситуации, я придерживаюсь того же мнения, что и всегда: России следовало брать «на борт» Луганскую и Донецкую области еще в прошлом году (то есть включить в свой состав как Крым), я убежден, что никакая мировая война бы из-за этого не началась. В этом плане происходящее для меня является предательством русских Донбасса (про всю Новороссию уже молчу). С другой стороны, Россия из политических, имиджевых соображений не стала сдавать Донбасс обратно в Украину, предпочитая тянуть время до момента, когда можно будет достигнуть промежуточного результата, чтобы и «лицо сохранить», и в масштабный конфликт с Украиной и Западом не вступать.
Поэтому далее из рассмотрения ситуации передачу Донбасса в состав Украины я исключаю и предлагаю такой вариант даже не рассматривать. Сейчас с наибольшей степенью вероятности вырисовывается именно приднестровский вариант, включая раздачу паспортов и постепенный переход на российские стандарты во всех сферах жизни обеих республик. Далее все будет зависеть от «украинских партнеров» и их союзников — в случае обострения ситуации буферный Донбасс будет готов как для вхождения в состав РФ, так и в качестве плацдарма для наступления на Украину (в случае открытого военного противостояния). Но без конфронтации и по собственной инициативе РФ, очевидно, резких движений делать не собирается.
Теперь о конкретике. Сегодня представители ЛДНР официально заявили о переносе выборов на следующий год. Таким образом образовался выход из дипломатического тупика и все стороны пришли к взаимовыгодному соглашению. Это, разумеется, решение не ЛДНР, а «нормандской четверки» — вопрос был решен на встрече в Париже три дня назад. Европейские представители на переговорах заявили, что выборы на Донбассе должны проходить по украинскому законодательству и предложили выборы перенести, чтобы законодательство подготовить.
Как мне объяснил товарищ, который в курсе деталей этого процесса, европейские лидеры и США взяли за основу для урегулирования кризиса компромиссное решение, выработанное в июле этого года статс-секретарём нашего МИДа Карасиным и помощником главы Госдепа Нуланд. Согласно этому решению, Верховная рада Украины должна принять специальный закон о местных выборах на Донбассе, который позволил бы заморозить конфликт. По этому закону выборы в ЛДНР юридически должны будут проходить в соответствии с украинским законодательством, но с интересной «опцией» — возможностью введения собственных ограничений для этого украинского закона в соответствии с «местной спецификой» (в частности, ограничить участие в выборах некоторым партиям и политикам). Хотя при этом не удается согласовать ряд принципиальных моментов вроде состава избирательных комиссий, порядка регистрации украинских СМИ и политических партий и др. Но если такой закон будет принят и по главному пункту стороны договорятся, думаю и эти детали утрясут.
Эта казуистика с законодательством, выдуманная переговорщиками, направлена на то, чтобы заморозить конфликт и чтобы ситуация оставалась под контролем — для этого и Украина, и ЛДНР должны не упасть в грязь лицом перед своим населением и, что сложнее, перед своими радикалами. Украинские радикалы желают воевать «до победного» — до захвата Донбасса и Крыма, для них Порошенко и делает заявления, как вчера, — выборы на Донбассе будут по украинским законам, и Донбасс, и Крым Украина все равно вернет и т.д. Наши радикалы (то есть все ополчение и большинство жителей Донбасса) желают освобождения всей территории Донбасса, и властям ЛДНР будет сложнее объяснить свои действия, в случае же с выборами все будет как всегда, с намеками и подмигиваниями, — дескать, это «политика», а в реальной жизни мы от Украины независимы, и хотя выборы по украинским законам, но мы в рамках этих законов вводим свои правила игры и т.д.
Перенос выборов выгоден и России, есть время подготовить свои кандидатуры для выдвижения на Донбассе. Работа эта уже активно ведется. Ставится задача создание в ЛДНР муниципальной системы, лояльной и непосредственно подконтрольной Москве (сейчас это не так — руководство республик подконтрольно, а муниципалы в большинстве ведут свою игру). Для этого, в частности, для выборов глав городов и районов упразднён ценз оседлости, составляющий 15 лет непрерывного проживания на Донбассе. Работой по подбору, привлечению и расстановке кандидатур занимается команда Владислава Суркова, в том числе политтехнолог Бородай. По замыслу кураторов процесса, фаворитами выборов должны стать члены создаваемого Бородаем Союза добровольцев Донбасса. ССД в частности был основан для выходцев из Украины, воевавших за Новороссию и взятых затем Бородаем в оборот.
Судя по активности Бородая, Сурков поручил ему весьма ответственный участок работы на Донбассе — с одной стороны, быть связующим звеном с функционерами ДНР (все-таки Бородай первый премьер республики), с другой стороны — контролировать процессы, происходящее в среде бывших и действующих добровольцев, которые представляют из себя значительную силу и серьезный фактор в «донбасских делах». Недавно, например, Бородай участвовал в проведении военно-полевых сборов отрядов «ENOT.corp» и «Русич». Сразу видно, человек «работает с аудиторией». Что немаловажно, и «еноты» и «русичи» являются условно «стрелковцами». Очевидно, Бородай пытается зайти и на эту «поляну», и у него, надо сказать, получается — некоторые добровольцы уже мне говорили, что Стрелков «маргинал», «все время ноет», а Бородай «позитивный», «много знает», «приближенный к Кремлю» и т.д.
В общем, что касается сценария будущего Донбасса, это скорее всего именно приднестровский сценарий с немаловажной разницей в том, что ЛДНР граничат непосредственно с Россией. Как я и говорил, возврат в Украину Донбасса я исключаю. Хотя не исключаю что такие попытки может и будут — здесь, как не раз верно писал Рожин, очевидным признаком «слива» будет именно передача границы под контроль Украины. Но это только приведет к дестабилизации ситуации и внутреннему взрыву, так что этот вариант тупиковый для всех сторон. Также в пользу приднестровского сценария говорит факт, что готовится массовая выдача российских паспортов — мои товарищи лично видели в ЛНР большое количество завезенных бланков паспортов РФ, и чиновники республик ездят в Ростовскую обл. на технические консультации по этому вопросу. Выдавать будут в первую очередь новорожденным и тем, кто утратил украинский паспорт (хотя очевидно что все начнут повально его «утрачивать»).
Во всей это «благостной» картине, разумеется, есть много непредсказуемых и взрывоопасных моментов. Как говорится, «гладко было на бумаге». Война в Сирии может сказаться непосредственно на ситуации в Новороссии. Если Россия там серьезно завязнет и начнет нести потери, США может сыграть на этом и дать Украине «добро» на захват Донбасса (возможно это и замышлялось изначально, и РФ поэтому легко позволили влезть в Сирию). Видимо этот сценарий тоже учитывается, поэтому на Донбассе проходят интенсивные учения и местами остается «военторг».